9 самых противоречивых зданий в истории


Всего год прошел с тех пор, как была обнародована информация о проекте нового стадиона «Аль-Вакра» в столице Катара Дохе за авторством архитектора Заха Хадид. И с тех пор этот проект, кажется, постоянно появлялся в новостях. К примеру, совсем недавно в прессе появились комментарии Хадид в связи с гибелью рабочих, участвовавших в стройке, условия труда на которой оставляли желать лучшего. Эти комментарии вызвали в СМИ бурю таких масштабов, что дошло до юридического вмешательства. Проект стадиона Хадид повсеместно критикован за слишком «анатомический» вид, не говоря уже о том, что сам факт проведения чемпионата мира по футболу 2022 в Катаре, для которого и строится стадион, был встречен довольно противоречиво.

9 самых противоречивых зданий в истории

Критика «Аль-Вакры» заставила нас обратить свой взор на другие строения в разных уголках мира, вызвавшие в свое время немало дискуссий. Может ли «Аль-Вакра» стать самым противоречивым строением в истории? Узнайте, прочитав нашу статью о девяти сооружениях, которые могут составить «Аль-Вакре» достойную конкуренцию.

9. Портленд-Билдинг (Портленд, США). Архитектор — Майкл Грейвс

«Идея снести здание сродни намерению убить ребенка… Я не знаю, как к этому относиться», — сказал архитектор Майкл Грейвс во время недавней дискуссии по поводу будущего Портленд-Билдинг — первого постмодернистского строения в Северной Америке. Это здание в течение десятилетий было темой самых непримиримых споров о целесообразности и полезности постмодернизма в контексте функциональности. Здание Портленд-Билдинг, построенное по заказу городской администрации Портленда и предназначенное для размещения муниципальных служб, подверглось разгромной критике за квазиклассический дизайн в стиле «чем больше, тем лучше» и закрытую планировку интерьера.

Портленд-Билдинг (Портленд, США)

Это здание, спроектированное архитектором Майклом Грейвсом, участником архитектурской группы «Нью-Йоркская пятерка», должно было прославить жителей Портленда, но вместо этого привело их в бешенство. Трудясь в рамках мизерного бюджета и непомерных программных требований, Грейвс создал здание с гигантскими красными колоннами, чередующимися с затемненными окнами и украшенными кое-где декоративными лентами, напоминающими о конкурсах красоты. Поговаривали, что Грейвс выиграл конкурс на должность руководителя проекта благодаря тому, что его цена за проект была ниже бюджетной, а также тому, что он согласился на требование городской администрации предусмотреть в проекте множество маленьких окон по всему фасаду здания. Тридцать два года спустя здание крайне нуждается в ремонте, на который уйдут 95$ миллионов и два года работы. Городская администрация все еще раздумывает над будущим Портленд-Билдинг.

8. Храм Святого Семейства (Барселона, Испания). Архитектор — Антонио Гауди

«Мои клиенты никуда не торопятся» — знаменитая фраза, произнесенная испанским архитектором Антонио Гауди, когда он говорил о своей работе над проектом культовой римско-католической базилики в Барселоне, названной храмом Святого Семейства (la Sagrada Familia). Эта церковь — самый затяжной строительный проект в мире, которому уже 132 года. Он полностью финансируется за счет личных пожертвований, и на его завершение уходит 25 миллионов евро (31, 3 миллиона долларов) ежегодно. Строительство церкви началось в 1882 г., но внезапно остановилось в 1926 г., после того, как Гауди погиб, сбитый трамваем в центре Барселоны. Его смерть породила множество этических вопросов о том, стоит ли завершать проект. Почти 100 лет спустя после смерти Гауди группы архитекторов трудились над копиями оригинальных планов проекта, даже несмотря на полное уничтожение чертежей в начале гражданской войны в Испании.

Храм Святого Семейства (Барселона, Испания)

Начиная с 60-х годов XX в. многие именитые архитекторы, включая Ле Корбюзье и Алвара Аалто, начинали безуспешные кампании по модернизации планов Гауди, предполагая, что его работы стали устаревшими и утратили важность. Сейчас архитекторы, работающие над проектом, планируют окончить его в 2026 г., спустя 100 лет со дня смерти Гауди и 144 года со дня начала строительства церкви.

7. Башня «Антилия» (Мумбаи, Индия). Архитекторская компания Perkins&Will, Дизайнерская компания Hirsch Bedner Associates

Построенная рядом с трущобами Голибар в самом центре Мумбаи, эта 27-этажная башня — дом для одной-единственной семьи, обладающий титулом самого дорогого частного жилища в мире (оно обошлось заказчикам в рекордную сумму: 1$ млрд.) Владелец здания — пятый в списке самых богатых людей мира, Мукеш Амбани. Здание было спроектировано американкой архитектурной компанией Perkins&Will в сотрудничестве с американской же компанией Hirsch Bedner Associates, занимавшейся проектированием отелей Mandarin Oriental по всему миру. Каждый этаж здания отделан редкими, роскошными материалами, лично подобранными госпожой Амбани.

Башня «Антилия» (Мумбаи, Индия)

Проект получил множество неодобрительных отзывов от жителей Мумбаи, которые считают, что башня — памятник бесчувственности и излишествам, что очень мягко сказано, учитывая что в доме располагаются шестиэтажный гараж, 9 личных лифтов и более 37 тыс. м 2 личного жилого пространства семьи.

6. Здание женского отделения Всемирной Колумбийской Экспозиции (Чикаго, США). Архитектор — София Хайден Беннетт

Критики и администрация международной колумбийской выставки в Чикаго, выступавшие против «женского» архитектурного дизайна, называли здание женского отделения экспозиции «робким», «хрупким» и «скромным». Открытое в 1893 г., здание было посвящено успехам женщин в искусствах и ремеслах, однако было признано не соответствующим теме выставки организационным комитетом во главе с Дэниелом Бернемом. Несмотря на многочисленные жалобы, проект все-таки был реализован, под руководством Софии Хайден Беннетт, первой женщины-выпускницы Массачусетского технологического института.

Здание женского отделения Всемирной Колумбийской Экспозиции (Чикаго, США)

Здание критиковали за слишком скромную «женственную» эстетику в сравнении с роскошно украшенными близлежащими зданиями, спроектированными архитекторами-мужчинами. Под патронажем совета управления, состоящего исключительно из женщин-попечительниц и мастериц, здание стало центральной вехой в непримиримом споре о необходимости места, полностью посвященного работе женщин и вкладе женщин в архитектуру.

5. Небоскреб «Уоки-Токи» (Лондон, Великобритания). Архитекторская мастерская Рафаэля Виньоли

Многие жители Лондона могли бы счесть адрес «Фенчерч стрит, дом 20» совсем не примечательным среди многочисленных улиц центрального Лондона. Могли бы, если бы не здание под именем «Уоки-Токи», которое постоянно порождает горячие споры о всеобщем недовольстве необычным (читай: отвратительным) дизайном здания. Строение с изогнутыми линиями расширяется кверху, напоминая воздушный шарик, который вот-вот лопнет. Расположенное на северном берегу Темзы и в стороне от группы других небоскребов лондонского района Сити, «Уоки-Токи» приобрел своеобразную славу в прессе после серии инцидентов, причиной для которых стала неудачная особенность небоскреба: он наносит непоправимый вред наземным объектом своим «лазерным лучом смерти» (то есть, отражающимся от стеклянной поверхности здания солнечным светом).

Небоскреб «Уоки-Токи» (Лондон, Великобритания)

Здание прозвали «Уоки-Сжигателем» после ряда несчастных случаев, включавших неудачно припаркованный «Ягуар» с расплавленными наружными панелями, подкопченный фасад магазина и сожженный коврик, множество уничтоженных велосипедных сидений и огромное количество экспериментов с жаркой яиц на солнце при температуре выше 100 ̊С. Пол Финч, ярый сторонник проекта «Уоки-Токи» на стадии планирования, позже публично заявил, что жалеет об участии в проекте, заметив, что строители «сделали из него черт знает что, и являются архитекторами собственных неудач».

4. Эйфелева башня (Париж, Франция). Архитектор — Гюстав Эйфель

«Это единственное место в Париже, где я могу пообедать, не видя этой уродливой башни», — сказал как-то в конце 1880-х парижский писатель Ги де Мопассан, говоря о кафе у подножия только что построенной Эйфелевой башни. Несчастная башня стала объектом целой лавины критики со стороны парижан, заявлявших, что башня безнадежно испортит элегантный пейзаж города с его невысокими зданиями, спланированный в XIX в. бароном Османом. Широко распространенные «анти-башенные» кампании забрасывали районы города листовками, называвшими Эйфелеву башню «гигантской черной дымовой трубой» и «действительно трагическим уличным фонарем». На сатирических рисунках того времени голова Гюстава Эйфеля украшала вершину башни в качестве воплощения ошибки, сделанной парижской городской администрацией. Тем не менее, со времени открытия в 1889 г., Эйфелеву башню посетило почти 250 миллионов людей.

Эйфелева башня (Париж, Франция)

3. Сиднейский оперный театр (Сидней, Австралия). Архитектор — Йорн Утзон

Это была история гнева, увольнения, отказа, скандала, растрат и всего, что этому сопутствовало. В 1957 г. Йорн Утзон из Дании был выбран из 232 претендентов на руководство проектом строительства оперного театра в Сиднее. Сначала его проект был отклонен отборочным комитетом конкурса, но на него обратил внимание один из членов жюри — финский архитектор Ээро Сааринен. На строительство проекта отводилось всего 18 миллионов австралийских долларов, его обязались выполнить в течение полутора лет, но едва стартовавший проект шел медленно и с трудностями. Краны для постройки необычной крыши были изготовлены по спецзаказу во Франции, а затем отправлены в Австралию. В 1966 г., почти через 10 лет после начала проекта, новоизбранное руководство штата Новый Южный Уэльс сочло, что стоимость проекта слишком высока, а его продвижение — слишком медленно из-за ненасытного перфекционизма Утзона. Утзон был исключен из руководства проектом новым директором общественных работ Дэвисом Хьюзом, который остановил стройку, лишив Уизона зарплаты и заморозив бюджетные средства, предназначенные для постройки театра.

Сиднейский оперный театр (Сидней, Австралия)

Австралийский архитектор Питер Холл заменил Уизона, и внес значительные изменения в оригинальный план проекта. Под руководством Холла стоимость проекта поднялась до 102 миллионов австралийских долларов, а открытие театра было отложено еще почти на 10 лет — всего строительство театра продлилось 16 лет. Утзон никогда не посещал театр, но получил официальные извинения от руководства оперного театра в 1999 г.

2. Стадион «Аль-Вакра» (Доха, Катар). Архитекторская компания Заха Хадид

Весьма противоречивая работа Заха Хадид по строительству стадиона «Аль-Вакра» в столице Катара, Дохе подверглась многочисленным саркастичным нападкам. Этот стадион — один из пяти стадионов, строящихся для чемпионата мира по футболу в 2022 г. Изначально критиковались дизайн стадиона и его внешний вид, напоминающий женский половой орган, однако позже появились другие причины для критики — в частности, условия работы для рабочих-мигрантов, вовлеченных в несколько серьезных проектов, связанных с проведением Кубка Мира в Катаре. Более 1000 рабочих, по сведениям, погибло за время постройки зданий для чемпионата, а когда Заху Хадид спросили, предпримет ли она что-нибудь для улучшения рабочих условий, когда начнется строительство ее собственного проекта, она произнесла ставшую известной фразу: «Необходимость следить за этим не входит в мои обязанности архитектора».

Стадион «Аль-Вакра» (Доха, Катар)

Организация FIFA пообещала внимательно следить за условиями работы в Катаре, но недавно и сама оказалась под подозрением, когда ее обвинили в коррупции в случае выбора Катара в качестве одного из мест проведения чемпионата мира. Это позволило предположить, что право проведения матчей Кубка Мира будет отнято у Катара и передано другой стране, в том числе из-за многочисленных проблем, связанных с экстремально высокими температурами, царящими в Катаре летом. Но, несмотря на критику со стороны чиновников, сторонних наблюдателей и известных архитекторов, проект Заха Хадид по строительству стадиона в Дохе продвигается вперед.

1. Жилой комплекс «Пруитт-Айгоу» (Сент-Луис, США). Архитектор — Минору Ямасаки

Жилой комплекс «Пруитт-Айгоу», названный одним из жильцов «адом на земле» — самый печально известный провальный проект в истории строительства общественного жилья. Этот проект был одним из крупнейших в США во время его действия в 1954-1972 г.г., но так и не был полностью заселен из-за распространенных расистских настроений. Десегрегация (отмена закона о раздельном проживании чернокожих и белых американцев) общественного жилья привела к тому, что большинство белых жителей комплекса покинуло свои квартиры в 1956 г.

Жилой комплекс «Пруитт-Айгоу» (Сент-Луис, США)

Современные критики обвинили проект «Пруитт-Айгоу», который, по их мнению, был с самого начала похож на тюрьму, из-за чего его небогатые жильцы испытывали проблемы с психическим здоровьем. Почти 20 лет спустя проект был признан непригодным для жилья, освобожден от жильцов и снесен так быстро, как только могло себе позволить городское управление Сент-Луиса. Однако со времени сноса упомянутые современные исследования неоднократно критиковались за недостаточное изучение вопроса — многие отмечали, что статистические данные были искажены в угоду расистским взглядам. Снос жилого комплекса «Пруитт-Айгоу» был объявлен Чарльзом Дженксом «смертью современной архитектуры», а сам комплекс стал хрестоматийным примером того, чего стоит избегать в дизайне городских построек. Часто этот жилой комплекс называют «началом конца» массового жилищного строительства в Сент-Луисе.

Согласны ли вы с этим списком самых противоречивых строений? Расскажите нам о своем мнении в комментариях.

Фотогалерея
Всего | 10 фото
Комментарии к статье
Опубликовать
Последние статьи