Свобода черного и белого


Великий художник Куинджи говорил, что рисовать можно не только светом, но и тенью. Противостояние тьмы и света – это не просто противоборство черного и белого цветов, это слияние двух мировоззрений, двух мироощущений, каждое из которых несет свой нескончаемый смысл. Режиссер Феллини продолжал снимать черно-белые фильмы уже в эпоху цветного кино, утверждая, что двуцветная палитра делает зрителя максимально свободным, оставляет за ним возможность выбора оттенков в каждой конкретной ситуации.

То же самое мы можем сказать о черно-белой фотографии. Цветная пленка – это не факт прогресса, не технический прорыв, а возможность иного самовыражения фотографа, нахождение нового языка, который вовсе не отменяет язык черно-белого спектра.

Так, «чернобелость» военных фотографий воспринимается как особое состояние мира, где нет полутонов, где все распалось на «да» и «нет», «жизнь» и «смерть», где окопная пыль затуманила объектив фотоаппарата, где дым пожаров застелил глаза фотографов. Кажется, что солдаты, наши деды и прадеды, пытаются прорвать эту упругую мембрану войны, чтобы снова вернуть нам цветную радугу.

Но отчего же сегодня молодые фотохудожники все активнее обращаются к черно-белой палитре? Видимо, это попытка вновь обрести конкретику биполярного мира, где смыслы не прячутся за оттенками спектра, где можно прямо и четко сказать что такое «хорошо» и что такое «плохо». Выжав по капле из мира цветную краску, фотограф не погружает зрителя во мрак и уныние, а возвращает к бытийным истокам.

Фотогалерея
Всего | 7 фото

Далее в Фотография
Комментарии к статье
Опубликовать
Последние статьи